Топливные системы грузовых автомобилей: особенности и преимущества
Топливная система грузового автомобиля отвечает за подачу горючего в камеру сгорания, его хранения и очистки. В качестве топлива может выступать бензин или дизель. Принципиальных различий между устройствами, работающими с этими двумя видами горючего нет, их конструкция практически аналогична.
Современные системы и их особенности
Система топливного питания представляет собой достаточно сложный механизм, состоящий из следующих элементов:
- Топливный бак;
- Насос;
- Датчик расхода горючего;
- Очистной фильтр;
- Трубки для подачи топлива;
- Устройство впрыска.
В отличие от легковых автомобилей, баки в грузовых обычно размещаются сразу за кабиной водителя. Их объем рассчитывается таким образом, чтобы без дозаправки можно было совершить пробег около 500 км. Емкость является полностью изолированной от окружающей среды и имеет вентиляцию от паров бензина, что обусловливает необходимый уровень безопасности. Непосредственно в баке или за его пределами устанавливается насос высокого давления, который в различных механизмах может различаться конструктивными особенностями.
Любая система оснащается специальным фильтром, который задерживает твердые частицы на пути к двигателю, тем самым продляя его сроки службы. В случае загрязнения необходимо выполнять его своевременную замену.
Горючее передается по двум типам трубок – подающим и сливным. В первых все время поддерживается давление, необходимое для подачи топлива. При появлении излишек они возвращаются в емкость по сливному топливопроводу. Еще одна важная часть топливной системы – устройство впрыска, отвечающая за впрыскивания горючей смеси, смешанной с воздухом, в рабочие цилиндры.
Если ранее данные системы управлялись механически, то в настоящее время за эту задачу отвечает электроника. Информация, получаемая от электронных датчиков, посылается на соленоид управления рейкой насоса, и контролируют топливоподачу в цилиндры.
Различие систем питания бензиновых и дизельных двигателей
Топливные системы грузовиков с бензиновым мотором могут быть двух видов:
- Инжекторные;
- Карбюраторные.
Первая отличается наличием впрыска, которая принудительно нагнетает горючее в камеру сгорания. Ее насос создает более высокое давление, которое зависит от типа впрыска – с одной форсункой, индивидуальными для каждого цилиндра или установленными непосредственно в головке блока.
Система подачи дизельного топлива делится на три типа:
- С насос-форсунками;
- С разделенными;
- Common Rail.
Последний вариант наиболее распространен в современных дизельных грузовиках. Например, по данной технологии работает топливная система Хово. Common Rail позволяет снизить расходование горючей смеси до 15%, при этом мощность мотора повышается до 40%. Она была разработана в связи с ужесточением экологических требований, и с ее применением стало возможным достигнуть снижения токсичности отработанных газов и уровня шума дизельного двигателя.